Экономика

Автор: | 14.03.2016

Эксперты указывают три источника рисков, связанных с операциями на Кипре, которым подвергаются отечественные банки. Это кредиты, выданные кипрским компаниям российского происхождения, денежные средства и инвестиции российских банков и корпораций в кипрских банках, а также российские дочерние банки кипрских банков.


В Moody’s не считают, что суверенный дефолт или введение на Кипре моратория на внешние платежи  произойдут в текущем году. Тем не менее
основным источником рисков для российских банков являются кредиты, выданные кипрским компаниям российского происхождения. По оценкам агентства, объем данных кредитов на конец 2012 года достиг около 30-40 млрд долларов, что составляет приблизительно 15-20% капитальной базы российских банков. Moody’s полагает, что в случае введения Кипром моратория на внешние платежи выплаты по кредитам могут быть заблокированы, что приведет к некоторому давлению на качество активов российских банков-кредиторов
, – поясняет вице-президент агентства
Евгений Тарзиманов

.

Вторым источником рисков для российских банков являются межбанковские и корпоративные депозиты в кипрских банках. Объем денежных средств российских банков, размещенных в кипрских банках (являющихся преимущественно дочерними компаниями российских банков), на конец 2012 года составлял около 12 млрд долларов, плюс около 1 млрд долларов было инвестировано в капитал их дочерних банков и компаний на Кипре. Хотя эти инвестиции в основном осуществлялись в рамках взаимоотношений материнских и дочерних структур, в случае дефолта исконно кипрских банков, замораживания вкладов и/или введения моратория на внешние платежи российские банки могут понести определенные убытки.

Существуют также непрямые риски для российских банков, связанные с российскими корпоративными депозитами в кипрских банках. По оценке агентства, объем депозитов российских компаний на Кипре может приближаться к 19 млрд долларов (по состоянию на 30 сентября 2012 года). В случае дефолта кипрских банков, замораживания депозитов или использования корпоративных депозитов для распределения финансового бремени при спасении кипрских банков данные российские компании могут понести убытки по депозитам либо потеряют возможность репатриации своих средств. В свою очередь, это может привести к снижению способности этих компаний обслуживать свои долговые обязательства в России. Третий источник рисков не так значителен, как два предыдущих, поскольку риски затрагивают ряд небольших российских дочерних банков кипрских финансовых институтов. Такие дочерние банки могут столкнуться с повышением кредитных рисков, репутационными потерями и оттоком депозитов, вызванными опасениями, связанными с растущими проблемами их материнских компаний.

Следует отметить, что это – не прогноз, это сценарий, говорит начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид»
Михаил Королюк

. Разница в том, что прогноз может быть один, а сценариев много, в том числе маловероятных. Здесь речь идет именно о таком маловероятном сценарии. Аналитические агентства регулярно выпускают обзоры, где дается несколько сценариев, включая маловероятный «все будет плохо». Потенциально это может произойти. Но происходит обычно не краевой маловероятный сценарий, а гораздо более вероятный нейтральный.

Опасность для российского банковского сектора, о которой говорят в Moody’s, действительно преувеличена, соглашается эксперт
Богдан Зыков

. В большинстве случаев кипрские компании, которые выступают заемщиками, выполняют чисто техническую роль. Они не являются конечными пользователями финансовых ресурсов, а кроме того, подобными схемами пользуются не только банки РФ. Важно также понимать, что долг может быть передан по цессии другому офшору и юридически это вполне допустимо. В целом связи между банковскими системами России и Кипра далеко не такие тесные, как может казаться.

И все же в случае реализации описанного Moody’s негативного сценария российские банки могут столкнуться с потерями. И они не будут катастрофичными и не станут носить системного характера по другим причинам, уверен главный специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц»
Иван Кибардин

. Угроза дефолта кипрских банков и заморозки депозитов нерезидентов вместе с мораторием на внешние платежи возникла не сейчас, и те, к кому это относится в первую очередь, начали готовиться заранее. Так, в пример можно привести российские банки, работающие на территории Кипра и не имеющие кредитного риска, обеспеченного кипрскими или греческими активами, у которых нет средств на счетах в кипрских или греческих банках. Так что даже если мораторий и будет введен, то можно будет ожидать проблем у каких-то единичных представителей, но не системы в целом.

Тем не менее потеря 43-53 млрд в полтора раза больше годовой прибыли всех российских банков, отмечает аналитик
Екатерина Кондрашова

. Собственный капитал всех российских банков составляет 6 трлн рублей , то есть сумма потерь достигнет 25% от собственного капитала, или 3,2% от всех активов российской банковской системы. Для сравнения, Резервный фонд РФ составляет примерно 180 млрд долларов, а отток капитала в 2012 году составил 56,8 млрд долларов. Поэтому озвученная сумма является существенной для российского банковского сектора.

В особой зоне риска находится банк ВТБ и его крупнейшая на Кипре дочерняя структура – Russian Commercial Bank (Cyprus) Ltd. Также ряд российских «дочек» может столкнуться с проблемами своих материнских компаний на Кипре, это Юниаструм-банк (входит в группу компаний Банка Кипра) и Роспромбанк (принадлежит кипрской финансовой группе Laiki). Кроме этого, на Кипре находятся дочерние структуры таких российских банков, как АвтоВАЗбанк, Промсвязьбанк.

Добавить комментарий